Мир современных медиа - GENEFIS.RU > Авторские статьи > Была ли пресс-служба прародительницей PR?

Была ли пресс-служба прародительницей PR?

Дата: 07.03.2012      Просмотров: 1884      Теги: сми, пиар, теория

В процессе создания и распространения информации задействовано огромное количество самых разных звеньев. В политике, шоу-бизнесе и промышленности производителями её могут выступать как отдельные лица, так и компании, международные корпорации, даже целые государства. Практически сразу после зарождения СМИ вопрос создания определённого имиджа через преподнесение необходимой информации читателю встал остро для всех. Постепенно возникла необходимость в целом отделе, который смог бы находить информационные поводы, анализировать их потенциал и возможное влияние на имидж заказчика, создавать соответствующие материалы и добиваться их размещения в важнейших в своих отраслях газетах и журналах. Так вместо прямолинейной рекламы в ход пошло оружие незаметное, действующее куда тоньше, но значительно эффективней.

Конечно, пресс-служба не занимается исключительно продвижением своего нанимателя и созданием определённого образа оного в СМИ. Но, безусловно, именно эти задачи оправдывают тот факт, что пресс-служба обычно состоит не из одного специалиста: над одним материалом или над подготовкой мероприятия могут трудиться десятки и даже сотни человек. Не приходится сомневаться, что именно пресс-служба стала прародительницей PR с точки зрения воздействия на внешнего потребителя информации. А вот деятельность пресс-служб внутри компаний значительно интересней. Возможно ли каким-то образом влиять на мнение людей, которые ежедневно непосредственно сталкиваются с руководством, претерпевают конфликтные ситуации и видят, чего стоит производство тех или иных товаров и услуг? Стоит вспомнить, что ещё в начале двадцатого века именно газеты, издаваемые самими рабочими, положили начало свободомыслию и возникновению у рабочего класса общих осознаваемых им экономических и политических требований. Вполне вероятно, что если бы промышленники вовремя перехватили инициативу и устроили самую настоящую информационную войну, вместо того, чтобы использовать меры репрессивного характера, пропаганда не привела бы к столь серьёзным последствиям. Уже в Советском Союзе направление работы информационных отделов на предприятиях и в различных институтах гражданского общества жёстко регламентировалось в соответствии с необходимостью формирования мнения трудящихся о тех или иных явлениях.

Основное отличие современных PR-отделов от пресс-служб прошлого заключается в том, что если раньше работали с коллективом, то теперь приходится доносить информацию до потребителей, не имеющих друг с другом практически ничего общего. В обществе, лишённом разграничения на сколь-нибудь ярко выделенные классы или сословия, каждый отдельный читатель СМИ формирует своё мнение на основе увиденного и услышанного, а не на основе коллективных воззрений. У него есть свои пристрастия, есть способы проверить полученную информацию, есть определённые предубеждения. А главное – он наотрез отказывается входить в какую-либо целевую аудиторию, постоянно подчёркивая свою уникальность порой даже весьма парадоксальным образом. Корпоративные издания выпускаются с целью формирования непосредственной связи между работниками и результатами их труда: сотрудник должен гордиться достижениями компании, в которой работает, радоваться её расширению или открытию нового филиала и грустить о её неудачах. Но сделать это трудно, так как герой нашего времени – индивидуалист, которого всё меньше заботит что-то кроме его собственной жизни. Ещё труднее формировать образ компании – с развитием информационных технологий все нарушения, преступления, некорректные поступки становятся достоянием общественности быстрее, чем организации начинают что-то предпринимать. Поэтому работа современных PR-служб превращается в игру на опережение, в уравнение, в котором такое количество неизвестных переменных, что невозможно заранее предсказать, каково будет его решение. Все старые формулы дают сбои, и даже попытки решить квадратное уравнение через дискриминант дают в результате какие-то иррациональные числа.

Изменился и подход к созданию информации. Всё чаще пресс-служба ассоциируется с органом, отвечающим за описание и преподнесение случившихся событий в правильном контексте, в то время как PR-служба способна сама с успехом выдумывать информационные поводы. То есть, заметно расширяется инструментарий, подстраиваясь под требования времени. Фактически, отношение между пресс-службой и PR-службой такое же, как между мануфактурой и промышленным комплексом – у второго технологии куда современнее, больше продукции, больше сотрудников, да и затраты на порядок выше. И всё-таки, общие корни у этих двух явлений на лицо. Как мануфактура – лишь один этап на пути от кустаря к комбинату, так и пресс-служба – ещё один шаг на пути создания многофункционального PR-отдела. Особенно ярко это проявляется в политике. Каждый общественный деятель всё менее самостоятелен, его слова пишут другие люди, его поступки обусловлены необходимостью получения лишних голосов, даже скандалы чаще всего выдумывает таинственная фигура, всегда стоящая за спиной политика, и фигура эта – собирательный образ его пиарщиков. Но и этому серому кардиналу всё сложнее работать, когда не только СМИ, но и блоги, социальные сети, даже самый последний сайт Васи Пупкина могут пролить свет на какие-то скрытые мотивы поступков и незамеченные им оплошности подопечного. Не потому ли в последнее время именно блоггеры-одиночки становятся столь популярными?

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что нет-нет, да и проступает уже в облике современного PR-отдела что-то новое, что-то, чего ещё никогда не было. В конечном счёте, анализировать реакцию на появление той или иной информации становится куда сложнее, чем раньше, ничто не принимается на веру в мире, где проверить можно практически всё, что угодно. Было бы желание. А невозможность предугадать, как встретит публика вброс информации (вне зависимости от того, на кого она направлена – на потребителей СМИ, или на сотрудников предприятия) делает работу классического пиарщика делом неблагодарным. А потому, можно вывести пусть и достаточно примитивную, зато актуальную на сегодняшний день формулу: пресс-центр – это инструмент PR 1.0. PR-отдел уже тянет на вторую версию. Но когда производитель анонсирует третью версию, первая остаётся уделом нищих или любителей стиля ретро.









Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Лео Бернетт



Стоит посетить

25.09.2015Wearable Tech
Wearable Tech

Реклама на сайте: приобретается здесь.




#Интернавт