Написание текстов для радио – уникальная сфера журналистики, ведь здесь вы должны ориентироваться не на то, как будет выглядеть статья, а на то, как она будет восприниматься слушателем. Подчас бывает сложно перестроиться, уловить разницу между этими совершенно разными направлениями. Поэтому, во всём мире журналисты, пишущие новости для радио, пользуются определёнными правилами, список которых был найден мною на просторах сети и благополучно переведён на русский. Он не претендует на абсолютную полноту, но, тем не менее, пригодится новичкам и энтузиастам подкастов в том числе.
Как писать новости для радио - опыт западных коллег
Дата: 11.08.2011 Просмотров: 14162 Теги: радио, как писать
1. Изучите предлагаемый формат вещания. Он во многом определяет строение новостей, которые вам придётся писать.
2. Пишите просто: разговорный стиль подходит для радио значительно лучше, чем для письменной речи, которая обычно отличается формальностью и использованием большого количества штампов. Представьте, что вы пересказываете своему другу какую-то новость за стаканчиком чая. Вот так и пишите.
3. Экономьте слова. Если что-то можно сказать тремя словами, не стоит растягивать это на целый абзац.
4. Используйте настоящее время как можно чаще, избегайте будущего и прошедшего, они снижают интерес аудитории.
5. Используйте короткие предложения. Разговорная речь обычно строится именно на коротких фразах.
6. Если аббревиатура пишется не так, как читается, следует разделят буквы с помощью тире – так ведущему будет удобнее читать текст.
7. Никогда не повторяйте уже предложенную слушателям информацию. Если вам необходимо сначала объявить, о чём будет сюжет, делайте это так, чтобы полную версию сюжета было интересно слушать.
8. Не используйте клише: подчас они совершенно не имеют никакого смысла и только отвлекают внимание слушателя от сюжета.
9. Если в тексте содержатся сложные имена и названия, предоставляйте транскрипцию после каждого случая их употребления (в скобках).
10. Аккуратно используйте в тексте местоимения «он» и «она», если в сюжете есть несколько персонажей. Так вы избежите двусмысленности.
11. Простота. Любая газетная статья не может звучать на радио именно из-за своей сложности. Профессионалы советуют прочитывать текст несколько раз, чтобы понять, всё ли в нём ясно и просто для восприятия на слух.
12. Пишите только то, что необходимо. Красивые сложные тексты оставьте газетам – в разговорной речи важнее всего факты.
13. Не указывайте возрастов персонажей, если это не требуется. Многие авторы, почему-то, любят говорить о том, сколько лет тому или иному герою повествования, хотя чаще всего это вовсе не нужно. От себя могу добавить, что в России это проблемой не является, и если вы не будете постоянно называть точный возраст и дату рождения героев, ничего страшного не случится.
14. Заменяйте точные числа приблизительными. Около 200 человек, чуть больше ста спортсменов, без малого пятьсот рублей и так далее.
15. Числа от одного до десяти пишите буквами, а больше десяти – цифрами.
16. Важный момент: старайтесь как можно реже говорить об отсутствии какой-то информации. Подчёркивайте то, о чём уже известно. Плюс ко всему важна очерёдность. Если вы чего-то не знаете, оставьте это напоследок. Пусть в самом конце появится фраза – «когда мы узнаем точное число (время, количество, сроки), мы сообщим вам об этом», или «точное число на данный момент неизвестно».
Важно отметить, что каждая радиостанция имеет свой фирменный стиль, с которым также надо считаться. Но такие вещи обычно познаются во время непосредственной работы.
Кроме того, пара примечаний: во-первых, некоторые советы западных коллег могут показаться странными из-за разницы в подходах, во-вторых, не стоит принимать все эти правила как нечто нерушимое. И всё-таки, этот список – максимально полное описание основных ошибок и способов их решения, что несомненно пригодится как юным редакторам новостных сводок для радио, так и владельцам новорождённых радио-каналов по всей России, в том числе и в интернете.
Для того чтобы избежать проблем, постарайтесь найти время и обсудить текст новостей для радио непосредственно с ведущим. Он скажет, удобно ли ему работать с таким текстом, и, возможно, даст вам несколько советов о том, как лучше оформить сюжет, чтобы ему было проще его читать.
Материалы по теме:
Пресс-релиз: советы по составлению
Как писать рецензии?
Как написать аннотацию?
Что такое ревью и какова его структура?
Как писать лид и что это такое?
Новости партнёров:
Mercedes-Benz Fashion Week 2016
Колдовство: фильм для никого?
КОТОН представили новую линейку одежды осень-зима 2016
Ещё по одной. И ещё. И ещё
Осенний фестиваль добрых десертов
Музыкальная вселенная Игоря Еварда

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.
Лео Бернетт
Стоит посетить

Wearable Tech
Реклама на сайте: приобретается здесь.