Мир современных медиа - GENEFIS.RU > Образовательные материалы > Литературная запись в журналистике

Литературная запись в журналистике

Дата: 14.05.2011      Просмотров: 1633      Теги: журналистика, как писать

Литературная запись является не отдельным жанром, а видом соавторства двух человек: носителя какого-то жизненного опыта, не обладающего талантом писателя, и того, кто превратит рассказ говорящего в художественное произведение. Можно ли использовать этот метод в журналистике? В этом мы сейчас и разберёмся. Стоит отметить, что литературная запись в журналистике также редка, как и литературная биография, однако построение материалов колонки или целого СМИ на её основе представляется крайне интересным, хотя и трудным делом.

Итак, что же такое литературная запись?

Литературная запись – художественная обработка воспоминаний человека, обладающего неким опытом, рассказов видного деятеля или эксперта в той или иной области человеческой деятельности, производящаяся для придания им литературных качеств. Из данного определения вытекает следующее: непосредственный автор материала отталкивается от рассказа какого-то лица, а значит, считает тему достойной не просто освещения, превращения в литературный труд. Часто в художественной прозе можно встретить псевдолитературную запись, то есть построенную по всем каноном таковой повесть или рассказ на основе жизненного опыта выдуманного персонажа.

Основополагающим в литературной записи является реальный жизненный опыт. Он должен представлять интерес для читателя, поэтому обычно непосредственный автор подыскивает персонажа интересного, которому есть, что рассказать. В сфере СМИ журналист должен подыскивать рассказчиков, чьи истории связаны с тематикой средства массовой информации и интересны выбранной целевой аудитории. Можно сказать, что большим потенциалом обладает идея создания целого сайта или журнала на основе подобных материалов как широкого, так и более узкого тематического диапазона.

Журналист или писатель, в свою очередь, должен обладать одним важным качеством – талантом прозаика. Без сомнения, основам составления грамотных текстов можно научиться и в специальных учебных заведениях, но именно талант способен превратить бесхитростный текст оригинала в художественное произведение. Автор должен безо всякого искажения фактов передать оригинальную историю, и в этом смысле, он крайне ограничен в выборе инструментов: на его стороне выступают только художественные средства изобразительности, не затрагивающие смысловую основу повествования.

В издательской деятельности два автора – рассказчик и непосредственный автор рукописи являются соавторами, однако, по сути, технический исполнитель лишь превращает законченный сюжет в рукопись, пользуясь своим талантом. Литературная запись может быть как целой книгой – фактически биографией или автобиографией (например, мать Зои и Александры Космодемьянских, рассказавшая историю жизни своих дочерей, являлась именно рассказчиком, а непосредственным создателем знаменитой книги выступала журналистка Фрида Вигдорова), так и отрывком или разделом в журнале, отдельной статьёй, посвящённой, например, какому-то одному случаю из жизни рассказчика.

Варианты реализации в электронных СМИ

Представляется логичным, что современные электронные СМИ, имеющие значительно больше способов реализации самых сложных проектов, могут пользоваться данным методом преподнесения информации в собственных целях. Постараемся сделать определённую классификацию.

Итак, литературная запись в электронном СМИ может быть:

• Разовым явлением – журналист получает задание опросить конкретного человека по каким-то событиям его жизни, и записать это не в форме интервью, а в форме прямой художественной речи, с согласия рассказчика.
• Колонкой – создаётся отдельный раздел, сотрудники (авторы) которого сами или по указанию начальства ищут людей, обладающих интересным читателям опытом, и составляют регулярно обновляющуюся ленту литературных записей, опять же, с согласия рассказчиков.
• Концепцией издания – электронное СМИ выбирает литературную запись в качестве основы своей деятельности. В таком случае, оно может быть как узкотематическим (рассказчики дают конкретную информацию о каких-то случаях своей жизни, делятся опытом в определённой сфере) или биографическим, то есть, создающим автобиографии, отличающиеся от обычных авторских материалов художественной ценностью.

Последний вариант – самый трудоёмкий, но и наиболее интересный для читателя. Важно понимать, что литературная запись требует доработки текста рассказчика со стороны непосредственного автора, а значит, требует правовой регуляции. Лучше всего, заключать письменное соглашение с рассказчиком, и если вы получаете деньги за выпуск, позиционировать его в качестве соавтора. Это предполагает наличие вознаграждения. В противном случае, если у вас не будет на руках доказательств того, что носитель опыта был согласен на доработку его текста, у вас могут быть серьёзные проблемы.

Огромный потенциал подобных нестандартных методов преподнесения материала огромен. Во-первых, это рост качества информации, ведь художественный текст куда ценнее, чем простой публицистический, во-вторых, это рост и уровня вашего издания, что является логичным последствием первого пункта. Наконец, в-третьих, это увеличивает ограниченное количество возможных устоявшихся форм в журналистике за счёт привлечения в электронную сферу смежных жанров. Разнообразие материалов всегда было, есть и будет в почёте.








Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Лео Бернетт



Стоит посетить

25.09.2015Wearable Tech
Wearable Tech

Реклама на сайте: приобретается здесь.




#Интернавт