Мир современных медиа - GENEFIS.RU > Образовательные материалы > Понятие аргументации и стратегия ведения спора

Понятие аргументации и стратегия ведения спора

Дата: 19.06.2010      Просмотров: 2679      Теги: психология, теория

В любой работе, связанной с прямой речью, просто необходимо использование грамотной аргументации. Журналистика – не исключение. Процесс аргументирования важен как для журналиста, берущего интервью, так и для ответчика на различных мероприятиях, брифингах, круглых столах. Если вы всерьёз решили влиться в жизнь информационного пространства страны, вам наверняка придётся рано или поздно выступать как с одной, так и с другой стороны информационных баррикад. Итак, поговорим о том, что такое стратегия аргументации и как воспитать в себе чутьё к грамотному аргументированию.

Понятие аргументации

Аргумент – важная часть речи одного из участников спора. Это речевой вариант доказательства тезисов выступающего, поэтому без него невозможна неголословная убедительная речь. То есть, аргумент – это одна из составных частей доказательства мыслей, которая проверена чужим опытом и приводится в качестве доказательства, как неоспоримая истина, способная убедить других участников дискуссии. Проще говоря, аргументация – это приведение конкретных доказательств и фактов, необходимых для того, чтобы вам поверили.

Естественно, любые факты можно попытаться оспорить. Отсюда следует принцип доказанности аргументации: факты, подтверждённые какими-то бумагами, неоспоримыми физическими явлениями, общеизвестной статистикой, считаются сильными и могут с успехом применяться в споре. Если другие члены полилога не уверены в истинности данных, аргументацию можно считать слабой и опираться на неё не стоит.

ВАЖНО: в политических и социальных спорах старайтесь приводить данные, полученные и опубликованные не вашими соратниками и людьми, разделяющими ваши взгляды, а вашими оппонентами. Таким образом вы усиливаете собственные тезисы и выбиваете оружие из рук соперника.

Стратегия аргументации

Для того чтобы выбрать стратегию ведения спора, следует проанализировать желанные результаты и, исходя из этого, составить соответствующую модель поведения. Важно отметить, что стратегия аргументации подвластна лишь опытным ораторам, поэтому упражняйтесь, упражняйтесь и ещё раз упражняйтесь. Со временем, выбор средств и способов ведения дискуссии станет для вас чем-то вроде рефлекса.

Цели могут быть разными: в ваши задачи могут входить различные результаты, такие, как убеждение, доказательство, победа в споре, возможность переманить на свою сторону как можно больше слушающих, нахождение каких-то конкретных решений, предполагающих совместную работу. Важно иметь возможность быстро анализировать чужие аргументы, переводить их из сильной позиции в слабую. К примеру, можно высказать сомнения по тем вопросам, которые хуже всего доказываются тезисом соперника, или вообще изначально обходятся им. Поиск брешей в его речи – главное оружие в споре.

Стратегия аргументации строится следующим образом:
1. По поведению своих оппонентов составьте для себя общую картину разговора, манеры преподнесения информации, и старайтесь говорить в необходимой в данном случае манере. Можно повторять то, как себя ведут оппоненты, а можно и действовать совершенно наоборот. К примеру, если оппонент несдержан и громогласен, старайтесь строить стратегию аргументации на холодном спокойном преподнесении противоречащих его мнению фактов. Если вам важно, как вас воспримут слушатели, это – лучший выход. Если же вам надо переспорить оппонента, то такой вариант вам не подходит, ведь вы только разозлите его, что не принесёт вам никаких плодов.
2. Выберите стиль общения. Он может показывать, что вы благоприятно настроены к оппонентам, или наоборот, относитесь к ним свысока. Стиль должен соответствовать месту и времени, уровню беседы, её направленности. К примеру, в деловой коммуникации хорошо работает конструктивный стиль, дающий возможность принимать совместные решения даже при разнице в подходах к проблеме.
3. Теперь стоит выбрать один из видов аргументирования. Вообще, тут всё довольно условно, так как любой участник дискуссии постоянно меняет виды преподнесения фактической информации, базируясь на каждой конкретной ситуации. Однако общие данные об этой стадии привести мы можем. К примеру, во время дискуссии вы можете постараться превратить свою речь в монолог, то есть не давать оппонентам возможности прервать вас или уточнить какую-то информацию до тех пор, пока вы не закончите. В каком-то смысле, это способ подавления сопротивления. Стратегией аргументации может являться и участие в стандартном споре со всеми вытекающими последствиями: это как минимум диалог, в котором полем аргументации является спорный вопрос, а ваши намерения просты – победа в споре ради убеждения оппонента или слушателей в своей правоте. Существует и такой вариант, как дискуссия – процесс обсуждения спорного вопроса, чаще всего многими лицами.

В следующий раз мы рассмотрим такой интересный вопрос, как выбор тактики коммуникации, пока же вам важно привыкнуть к тому, что даже если вы не продумываете стратегию аргументации заранее, она всё равно существует, как нечто подсознательное: то, как вы преподносите имеющиеся у вас факты и реагируете на контраргументы оппонентов.








Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Лео Бернетт



Стоит посетить

25.09.2015Wearable Tech
Wearable Tech

Реклама на сайте: приобретается здесь.




#Интернавт