Мир современных медиа - GENEFIS.RU > Образовательные материалы > Понятие диалога и умение им управлять

Понятие диалога и умение им управлять

Дата: 12.03.2010      Просмотров: 7247      Теги: психология, теория

Мы уже не раз говорили, что общение – важнейшая особенность журналистского поприща. И в такой новой отрасли, как интернет журналистика, правило исключения не делает. А поэтому, давайте немного поговорим об одном из самых распространённых видов общения (в данной сфере) о диалоге. Не секрет, что именно умение управлять беседой, поддерживать её, как поддерживают слабое пламя, пляшущее на углях, менять направление и вектор движения, даёт возможность получить на выходе увлекательный текст, который все интересующиеся читатели будут с удовольствием изучать. Но для того, чтобы получить такие полезные навыки, придётся изучить теорию и долго практиковаться.

Понятие диалога

Итак, что же такое диалог? Диалог – это обмен репликами между двумя субъектами коммуникации, имеющий характерные свойства: зависимость от ситуации, зависимость от прошлых высказываний и незапланированность. Именно такие свойства наука считает основополагающими. Можно сделать ряд выводов:
1) ход беседы напрямую зависит от ситуации, то есть от внешних условий, присущих беседе (место и время, акцентирование на каких-то событиях и так далее);
2) каждое следующее высказывание зависит от предыдущей реплики, особенно в модели вопрос-ответ или ответ-вопрос (журналист должен понимать, что кроме запланированных вопросов он должен использовать и ответы объекта интервью, способные привести к появлению новых, незапланированных вопросов);
3) незапланированность позволяет разговору стать более непринуждённым. Тут, правда, не всё так просто. Во-первых, журналист всегда хоть как-то, но продумывает вопросы и их последовательность. Во-вторых, современное медийное пространство дало возможность особо важным звёздам готовиться к интервью, заранее составив ответы на вопросы. Последнее – явное неуважение, как к читателям, так и к журналисту, поэтому оно, по нашему скромному мнению, должно выжигаться из практики калёным железом. ;)

Виды диалогов в журналистике

Журналисты чаще всего используют диалог в процессе интервью, однако, этим его возможности не исчерпываются. Посмотрим на виды диалогов, имеющих ценность для онлайн журналистики.

Информативный диалог – простой разговор, цель которого – получить какую-то информацию. Это явление часто встречается на пресс-конференциях и во время разговора со специалистами.

Взаимный диалог в СМИ встречается реже, чаще всего в виде круглых столов или дискуссий. Однако использование его в качестве основы для статей крайне полезно, ведь в таком случае, материал становится составным и разноплановым, что ведёт в свою очередь к большей объективности. К слову, такую форму подачи материала в виде полилога часто используют культурные СМИ, вроде журнала «Искусство Кино».

Пустой праздный диалог – чаще всего, по абсолютно объективным причинам, встречается в молодёжных СМИ. Особенно это касается материалов о молодых общественных деятелях, интервью с которыми больше похожи на разговор ни о чём. Есть, конечно, пласт людей, увлекающихся такими материалами, так что, если ваш выбор – лёгкое понятное чтиво, этот вариант для вас. Больше эмоций и шуток, и выйдет весёлая страничка.

Как управлять диалогом?

Прежде всего, и тут снова будет не лишним вспомнить старика Карнеги, диалогом можно управлять посредством психологических приёмов. Как говорится, правильно заданный вопрос предполагает полный, а главное весьма интересный, ответ. Вопросы, которые полезно задавать во время беседы, делятся на: уточняющие (не дают большого количества текста, зато помогают подытожить мнение опрашиваемого и выдать информативный результат), дополняющие (помогающие дополнить информацию опциональными данными, к примеру, «А где это было?» или «а сколько оно стоило?»), доброжелательные (подбадривающие) и острые, провокационные вопросы (собеседник в любом случае ответит на потребу публики, даже, если вообще откажется отвечать).

Кроме того, существует целый ряд правил, которые позволят вам всегда быть на высоте. Не стоит прерывать собеседника, его ответы всегда надо выслушивать до конца, даже если он не дослушал ваш вопрос. Пусть ему будет совестно. Любой вопрос требует ответа, так что если персонаж ответил не совсем на то, что спрашивалось, придётся вернуть его в русло беседы. Только делать это надо нежно и аккуратно.

На любой рассказ надо реагировать положительно. Это примитивное правило общения: вы должны давать понять, что вас интересует тема, а не угнетает рутина. Тогда и собеседник раскрепостится и будет больше рассказывать, а вам ведь нужен именно материал. Можно покивать, посоглашаться, посочувствовать.

Старайтесь чётче выражать свои мысли, чтобы не пришлось потом лишний раз объяснять значение вашего вопроса. Ну и наконец, нужно всегда видеть рамки дозволенного. И я не только о том, чтобы вы не болтали лишнего, но и о времени, ведь и задерживать собеседника нельзя, и длинный текст никто не будет читать.

Всё сказанное нами представляет собой общие сведения о диалоге. Позднее мы ещё вернёмся к этому вопросу на отдельных примерах, а пока советуем вам не пренебрегать нашими советами. Если вы всё будете делать правильно, а также проявите долю такта и выдержки, получится такой материал, что вам обзавидуются даже печатные издания.








Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Лео Бернетт



Стоит посетить

25.09.2015Wearable Tech
Wearable Tech

Реклама на сайте: приобретается здесь.




#Интернавт