Мир современных медиа - GENEFIS.RU > Авторские статьи > Идеальная Информационная Модель

Идеальная Информационная Модель

Дата: 17.12.2009      Просмотров: 2197      Теги: теория, информационная модель

Понятие «Идеальной Информационной Модели» вводится мною для описания такой системы создания, передачи и преподнесения информации, при которой все внутренние процессы будут строго упорядочены и подчинены одновременно как гласным (юридически закреплённым) правилам, так и морально-этичным нормам. Не вызывает сомнения, что сегодняшнее медийное пространство слабо упорядочено, хаотично, что в представлении определённой массы нашего общества называется «свободой СМИ». На самом деле эта свобода на сегодняшний день не создала никакой положительной модели саморегуляции, что позволяет считать современное состояние дел если не критичным, то близким к этому. Идеальная Информационная Модель (далее - ИИМ), являясь, по сути, системой, олицетворяет то состояние медийного пространства, которое должно развиться в нормальных условиях (в отличие от НЕнормальных условий агрессивного конкурентного рынка).
ИИМ является многоуровневой совокупностью множества субъектов создания информации, передачи информации и потребления информации. Необходимость создания единой системы определяется тем, что в высоком темпе изменения ценности информации уже видится опасность превращения её в шум. Но чтобы попробовать описать эту систему, в конечном счёте – описать ИИМ, нужно рассмотреть потенциальных субъектов во всём их многообразии. Для этого необходимо наличие следующей схемы:

Идеальная Информационная Модель

Строение схемы является простейшей пирамидой. Важно помнить, что потребитель информации является внешним субъектом относительно всех этапов создания и передачи информации, так как имеет доступ сразу ко всем этажам пирамиды. Нижним этажом являются генераторы информации узкой направленности. Это означает, что область, находящая отражение в их работе, настолько узка, что каждый субьект имеет своё поле действия, по естественным причинам практически не конкурируя с соседями. При этом только такое разделение гарантирует высокое качество информации, соответствие действительности и ожиданиям читателей. Каждый следующий этаж в своей работе использует не только собственную информацию, но и основывается на результате труда нижних этажей, выбирая из них только те субъекты-генераторы, которые строго отвечают его более широкой тематике и не выходят за её границу. Это даёт возможность минимизировать потери, связанные с конкуренцией на каждом этапе передачи информации, хотя и не даёт возможности уничтожить конкуренцию полностью.

Объективным свойством субъектов нижнего этажа является то, что они только лишь генерируют информацию, лишаясь возможности брать её из каких-либо источников (имеются в виду иные субъекты ИИМ). На практике это означает, что они обязаны иметь определённый контингент журналистов, интервьюеров, иметь возможности (а значит и иметь права) запрашивать информацию в статистических центрах, соответствующих их тематике органах и организациях, не являющихся прямыми субъектами глобального информационного обмена. Это значит также, что при вступлении в действие ИИМ, ориентация всех пресс-служб должна быть изменена на работу в первую очередь с такими субъектами информационных отношений. При этом нахождение на нижней ступени пирамиды не означает, что размер генераторов информации меньше, чем у вышестоящих (за исключением «информационных перекрёстков»). В различных областях возможна естественная монополия одного или нескольких крупных изданий. В таком случае, пирамида становится политематической.

Центральные этажи градируются по степени заимствования информации у низших звеньев, а также по широте тематики. Не смотря на свои возможности заимствования информации, они не лишаются генераторских способностей, благодаря чему обогащают всю пирамиду. Потребитель при выборе источника информации ориентируется именно на ту ширину охвата тематики, которая ему нужна. Тематика средних этажей шире, чем у генераторов информации, которые можно считать информационной элементарной частицей ИИМ, поэтому они заимствуют информацию не у одного, а у многих генераторов, чьи материалы относятся к конкретной тематической группе.

Примечание: Наличие политематических современных изданий (обо всём и ни о чём) имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Можно сказать, что положительные возникают скорее случайно, чем создаются осознанно. Речь идёт о расширении читательского кругозора, предоставлении полезной обучающей информации по ходу чтения. Если совсем просто, то люди, купившие журнал, читают не только ту статью, которую хотели прочитать, но и, заодно, остальные. Эту особенность терять нельзя, и именно эту важную функцию выполняют средние ряды пирамиды. Чем выше находится субъект, тем шире охват тематик, и тем лучше выполняется данная функция.

Информационные перекрёстки – аналог современных информационных агентств, с поправкой на новые формы распространения информации и объективные требования ИИМ. Они должны быть лишены функций генератора информации, так как, являясь высшим звеном, выражают осознанный выбор читателем той информации, которая его интересует. Функции перекрёстков просты: они создают выбор, то есть представляют информационный рынок во всём его многообразии. При этом они не имеют права конкурировать с нижестоящими субъектами, как оглавление не может конкурировать с основным текстом книги. Их задача – предоставить читателю данные о том, где появилась интересующая его информация, посредством предоставления краткого описания.

Практические вопросы

ИИМ – сложная система, в которой саморегуляция возможна только в случае осознанной совместной работы по улучшению информационного пространства всех его субъектов.

Заимствование информации у нижних этажей пирамиды не должно носить характер расхитительства, что наверняка случится, если не будет грамотной подготовки фундамента всей ИИМ. Задача субъектов более высоких этажей заключается в объединении материалов узкотематических изданий и генераторов информации, создании собственных материалов и авторских исследований заимствованных идей. При этом материалы субъектов нижних этажей должны заимствоваться лишь частично, для создания собственных материалов на их основе. Это, во-первых, даёт возможность вертикального общения между субъектами, во-вторых, не отнимает аудиторию у субъектов нижних этажей, в-третьих, указание на наличие полной информации по теме в субъекте другого этажа обеспечивает увеличение читательского интереса к последнему.

Горизонтальное заимствование должно быть запрещено. Законодательный запрет, при этом, возможен только на нижнем уровне пирамиды, так как только генераторы информации лишены возможности использовать любые материалы других субъектов ИИМ. В остальных случаях, субъекты должны следовать профессиональной этике, формирование которой – вопрос ближайших десятилетий. Они могут использовать информацию, которую создали только те субъекты нижней ступени, которые полностью соответствуют тематике изданий, пользующихся материалами. Заимствование информации у соседей – действие изначально постыдное, подрывающее основы ИИМ, а значит, могущие считаться моральным преступлением, законом ненаказуемым, но порицаемым. В подобных ситуациях, против недобросовестного субъекта могут быть применены санкции. Правда тут сразу стоит оговориться, что органом, имеющим право вводить санкции, может быть только общий совет, в составе которого должны присутствовать представители субъектов данного этажа пирамиды и, если того требует ситуация, нижних этажей, сугубо данной тематики. Основной санкцией в информационной пирамиде может служить запрет на использование материалов субъектов нижних этажей, что порождает изменение статуса и положения провинившегося. Фактически, он сам, временно или навсегда, перемещается на первый этаж, что заставляет его расширять штат и отказываться от устоявшихся принципов работы.

<…>

В процессе обсуждений и развития Идеальной Информационной модели мы будем дополнять данный раздел.

Пример работы ИИМ в миниатюре:

Рассмотрим такую ситуацию. Существует фермерское хозяйство М. Допустим, размер его достаточно велик, он позволяет начать выпускать небольшую газету. В ней печатается информация о событиях, происходящих у фермеров, сроки сбора урожая, советы фермерам с учётом именно тех культур, которые они выращивают, и так далее.

Газета «Вести хозяйства М» является генератором информации. Во-первых, фермеры получают информацию либо из книг, либо просто описывают случившиеся события. Они также могут получать комментарии от глав различных органов, связанных с их деятельностью, что, опять же, является самоличным получением информации.

Издание среднего уровня может быть представлено, например, сельскохозяйственным объединением фермерских хозяйств региона. Они не только сами генерируют её, но и берут различные данные из генераторов (например, урожай рекордсмен, или засуха).

Максимальный уровень – издание о сельском хозяйстве страны. Кроме того, новости всей пирамиды данной тематики можно найти в новостной ленте информационных перекрёстков сельскохозяйственной тематики, а часть наиболее важных новостей транслируются в политематических новостных перекрёстках.

Определение Идеальной Информационной Модели

Идеальная Информационная Модель – такая система, при которой создание, передача и преподнесение информации потребителю регулируется логическими, моральными нормами и нормами закона. Она предусматривает классификацию субъектов по тематическому разнообразию, выводит такую схему взаимодействия генераторов, посредников в передаче и получателей информации, при которой максимально возможное многообразие субъектов достигается не за счёт агрессивной конкуренции, а за счёт разделения информации на тематические кластеры.








Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Если вас не заметили, вы остаетесь ни с чем. Вам нужно чтобы вас заметили, но без криков и обмана.

Лео Бернетт



Стоит посетить

25.09.2015Wearable Tech
Wearable Tech

Реклама на сайте: приобретается здесь.




#Интернавт